Мы
уже касались вопроса материнской любви в
предыдущей главе, когда обсуждали
разницу между материнской и отцовской
любовью. Материнская любовь, как я уже
говорил, это безусловное утверждение в
жизни ребенка и его потребностей. Но
здесь должно быть сделано одно важное
дополнение. Утверждение жизни ребенка
имеет два аспекта: один - это забота и
ответственность, абсолютно необходимые
для сохранения жизни ребенка и его роста.
Другой аспект выходит за пределы
простого сохранения жизни. Это установка,
которая внушает ребенку любовь к жизни,
которая дает ему почувствовать, что
хорошо быть живым, хорошо быть маленьким
мальчиком или девочкой, хорошо жить на
этой земле! Два этих аспекта материнской
любви лаконично выражены в библейском
рассказе о творении. Бог создал мир и
человека. Это соответствует простой
заботе и утверждению существования. Но
бог вышел за пределы этого минимального
требования. Всякий день после творения
природы - и человека - бог говорит: „Это
хорошо". Материнская любовь на этой
второй ступени заставляет ребенка
почувствовать, как хорошо родиться на
свет; она внушает ребенку любовь к жизни,
а не только желание оставаться
жизнеспособным. Та же идея может быть
выражена и другим библейским символом.
Земля обетованная (земля это всегда
материнский символ) описана как „изобилующая
молоком и медом". Молоко это символ
первого аспекта любви, заботы и
утверждения. Мед символизирует радость
жизни, любовь к ней, и счастье быть живым.
Большинство матерей способны дать „молоко",
но лишь меньшинство дает также „мед".
Чтобы быть способной давать мед, мать
должна быть не только хорошей матерью, но
и счастливым человеком, а эта цель
достигается немногими. Воздействие
матери на ребенка едва ли может быть
преувеличено. Материнская любовь к жизни
так же заразительна, как и ее тревога. Обе
установки имеют глубокое воздействие на
личность ребенка в целом: среди детей и
взрослых можно выделить тех, кто получил
только „молоко", и тех, кто получили и
„молоко", и „мед".
В
противоположность братской и
эротической любви, которые являются
формами любви между равными, связь матери
и ребенка это по самой своей природе
неравенство, где один полностью
нуждается в помощи, а другой дает ее. Из-за
альтруистического, бескорыстного
характера материнская любовь считается
высшим видом любви и наиболее священной
изо всех эмоциональных связей.
Представляется все же, что
действительным достижением материнской
любви является не любовь матери к
младенцу, а ее любовь к растущему ребенку.
Действительно, огромное большинство
матерей - любящие матери, пока ребенок мал
и полностью зависим от них. Большинство
матерей хотят детей, они счастливы с
новорожденным ребенком и погружены в
заботу о нем. И это несмотря на то, что они
ничего не получают от ребенка в ответ,
кроме улыбки или выражения удовольствия
на лице. Эта установка на любовь отчасти
коренится в инстинктивной природе,
которую можно обнаружить у самок как
животных, так и людей. Но наряду с
важностью инстинктивного фактора
существуют еще специфически
человеческие психологические факторы,
ответственные за этот тип материнской
любви. Один из них может быть обнаружен в
нарциссистском элементе материнской
любви. Ввиду того, что ребенок
воспринимается как часть ее самой, любовь
и слепое обожание матери могут быть
удовлетворением ее нарциссизма. Другие
мотивации могут быть обнаружены в
материнском желании власти или обладания.
Ребенок, существо беспомощное и
полностью зависимое от ее воли, это
естественный объект удовлетворения для
женщины, властной и обладающей
собственническими чертами.
Хотя
эти мотивации встречаются часто, они,
вероятно, все же менее важны и менее
всеобщи, чем мотивация, которая может,
быть названа потребностью
трансцендирования. Потребность в
трансцеядировании одна из основных
потребностей человека, коренящаяся в его
самосознании. Он не удовлетворен своей
ролью в сотворенном мире, он не может
воспринимать себя в качестве игральной
кости, наугад брошенной из кубка. Ему
необходимо чувствовать себя творцом,
выйти за пределы пассивной роли
сотворенного существа. Есть много путей
достижения удовлетворения творением;
наиболее естественный и легкий путь
достижения это материнская забота и
любовь к ее творению. Она выходит за
пределы себя в ребенке, ее любовь к нему
придает значение и смысл ее собственной
жизни. (В самой неспособности мужчины
удовлетворить свою потребность в
трансцендировании посредством рождения
детей заключена его страстная
потребность выйти за пределы себя в
творениях рук своих и идей).
Но
ребенок должен расти. Он должен покинуть
материнское лоно, оторваться от
материнской груди, наконец, стать
совершенно независимым человеческим
существом. Сама сущность материнской
любви - забота о росте ребенка -
предполагает желание, чтобы ребенок
отделился от матери. В этом основное ее
отличие от любви эротической. В
эротической любви два человека, которые
были разделены, становятся едины. В
материнской любви два человека, которые
были едины, становятся отдельными друг от
друга. Мать должна не просто терпеть, а
именно хотеть и поддерживать отдаление
ребенка. Именно на этой стадии
материнская любовь превращается а такую
трудную задачу, потому что требует
бескорыстности, способности отдавать все
и не желать взамен ничего, кроме счастья
любимого человека. Именно на этой стадии
многие матери оказываются неспособны
решить задачу материнской любви.
Нарциссистская, властная, с
собственнической установкой женщина
может успешно быть любящей матерью, пока
ребенок мал. Но только действительно
любящая женщина, для которой больше
счастья в том; чтобы отдавать, чем в том,
чтобы брать, которая крепко укоренилась в
своем собственном существовании, может
быть любящей матерью, когда ребенок
начинает отделяться от нее.
Материнская
любовь к растущему ребенку, любовь,
которая ничего не желает для себя, это,
возможно, наиболее трудная форма любви из
всех достижимых, и наиболее обманчивая из-за
легкости, с которой мать может любить
своего младенца. Но именно потому, что это
трудно, женщина может стать
действительно любящей матерью, только
если она способна любить вообще; если она
способна любить своего мужа, других детей,
чужих людей, всех людей. Женщина, которая
не в состоянии любить в этом смысле, может
быть нежной матерью, пока ребенок мал, но
она не может быть любящей матерью, чья
задача в том, чтобы быть готовой
перенести отделение ребенка - и даже
после отделения продолжать любить его.
Назад
Дальше