ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЛЮБОВЬ ИСКУССТВОМ ?


Является ли любовь искусством? Если да, то она требует знаний и усилий. Но, может быть, любовь - божий дар, выпадающий человеку как счастливый случай, удача? При этом люди вовсе не считают любовь делом неважным. Они ее ждут, они смотрят бессчетное количество фильмов о счастливых и несчастных любовных историях, они слушают сотни глупых песенок о любви, но едва ли кто-нибудь действительно осознает необходимость учиться любви. Почему так происходит?

Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее - быть способным любить. Значит, сущность проблемы для них в том, чтобы их любили, чтобы возбудить чувство любви к себе. К достижению этой цели они идут несколькими путями. Первый, которым обычно пользуются мужчины, заключается в том, чтобы стать удачливым, стать сильным и богатым настолько, насколько позволяет социальная ситуация. Другой путь, используемый обычно женщинами, состоит в том, чтобы пленить своей внешностью, фигурой, одеждой и т.д. Хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность - это тоже способы, которыми и мужчины и женщины пытаются привлечь внимание другой половины, "влюбить" в себя. Иными словами, способы и пути возбуждать любовь к себе - те же самые, какие используются для достижения, например, видной карьеры или обретения полезных друзей и влиятельных связей. Очевидно, большинство людей убеждены, что завоевать любовь просто: достаточно обладать внешней и сексуальной привлекательностью.

Люди думают, что любить просто, а вот найти подлинный объект любви или оказаться любимым этим объектом - трудно. Эта установка имеет несколько причин, коренящихся в развитии современного общества. Одна причина - в большой перемене, произошедшей в 20 веке в отношении выбора "объекта любви". В викторианскую эпоху любовь в большинстве случаев не была спонтанным, личным переживанием, которые впоследствии приводило бы к вступлению в брак. Напротив, брак основывался на соглашении - то ли между семьями, то ли между посредниками - с учетом социально-материального положения и интересов "сторон". Любовь же, как предполагалось, должна была возникнуть и развиваться после заключения брака. В сознании последующих поколений стало утверждаться понимание ценности романтической, идеальной любви. В США, хотя традиции договорной природы брака еще полностью и не вытеснены, большинство людей создают семью, руководствуясь своими личным выбором. Свобода любви в значительной мере повышает значение объекта в ущерб значению функции.

Этой тенденции отвечает такая характерная черта цивилизации, как стремление к накоплению, обладанию, взаимовыгодному обмену. Наивысшее удовольствие современного человека, которое он испытывает, глядя на витрины магазинов, знать, что он может позволить себе купить все, что захочет, за наличные и в рассрочку. Он или она и на людей глядят подробным образом. Для мужчин привлекательная женщина, для женщин привлекательный мужчина - это добыча, товар, которым необходимо завладеть.. Привлекательность обычно означает красивую упаковку свойств, которые престижны и искомы на личностном рынке. То, что особенно делает человека привлекательным, как физически, так и духовно, зависит от моды данного времени. Так, в 20-х годах привлекательной считалась эмансипированная - умеющая пить и курить, разбитная и сексуальная женщина, а сегодня мода требует от нее больше домовитости и скромности. В конце 19 и начале 20 века мужчина, чтобы стать привлекательным товаром, обязан был выглядеть агрессивным и честолюбивым, сегодня он должен быть общительным и терпимым. К тому же чувство влюбленности развивается обычно только в отношении такого человеческого товара, который находится в пределах досягаемости собственного выбора. Я ищу выгоды: объект должен быть желанным с точки зрения социальной ценности и в то же время должен сам желать меня, учитывая мои скрытые и явные достоинства. Два человека влюбляются тогда, когда чувствуют, что нашли друг в друге наилучший объект, имеющий на рынке, учитывая при этом и возможности собственного обменного фонда. Часто, как при покупке недвижимости, немаловажную роль в этой сделке играют скрытые преимущества, которые со временем могут быть реализованы. Едва ли стоит удивляться, что в обществе, где превалирует прагматическая ориентация и где материальный успех представляет основную ценность, и любовные человеческие отношения следуют законам рынка.

Заблуждение, что любви не надо учиться, поражается отождествлением влюбленности и любви как постоянного чувства. Если двое совершенно чужих друг другу людей, каким они были до поры, вдруг позволят рухнуть, этот момент соединения становится одним из самых волнующих и прекрасных переживаний в их жизни. Это чудо внезапной близости часто начинается с физического влечения и его удовлетворения. Однако такого типа любовь по самой своей природе недолговечна. Два человека все лучше узнают друг друга, их близость все более и более утрачивает чудесную новизну, пока наконец их антагонизм, их разочарование, их пресыщенность друг другом не гасят остатки былого огня. Вначале же они не предполагали подобный финал: их властно захватила волна слепой страсти. Самозабвенное помешательство друг на друге - вовсе не доказывает силы их любви, а лишь свидетельство без размерности предшествующего одиночества. Убеждение, что ничего нет легче, чем любить продолжает оставаться преобладающим вопреки своей очевидной ошибочности. Едва ли существует какое-то другое чувство, которое, начинается с таких огромных надежд и ожиданий, терпит крах с такой неизменностью, как любовь. Если бы это касалось чего-либо иного в их жизни, люди сделали бы все возможное, чтобы понять причины неудачи и научиться поступать наилучшим для себя и данного "предприятия" образом или же вовсе бы от него отказались. Поскольку последнее в отношении любви невозможно, то единственно эффективный способ избежать катастрофы - исследовать ее причины и перейти к постижению сути любви. Первый шаг, который необходимо сделать, - это осознать, что любовь - искусство, такое же, как искусство жить. Если мы хотим научиться любить, мы должны поступать точно так же, как если бы мы хотели научиться любому другому искусству, скажем: музыке, живописи, столярному, врачебному или инженерному делу.

Обучение искусству можно последовательно разделить на два этапа: первый - приобщение к теории; второй - овладения практикой. Если я хочу стать медиком, в первую очередь я должен приобрести знания о теле и организме человека, а также о природе различных болезней. Но даже когда знание и навык соединятся в одно - в интуицию, сердце подлинного мастерства. Но наряду с теорией и практикой есть еще третья составляющая, без которой не достигнуть высот в любом деле, - это одержимость им, сосредоточенность на нем, предпочтение его всему и всем остальным, полная самоотдача ему себя, своих сил и мыслей. Может быть, именно здесь надо искать ответ на вопрос, почему люди так мало преуспели в постижении искусства любить вопреки их очевидным в нем неудачам. Несмотря на присущую человеку потребность любить и быть любимым, все-таки важным, чем любовь, остается для него успех, престиж, деньги, власть - роскошь в современной жизни? Пусть так. И все же рассмотрим, во-первых, теорию любви и, во-вторых, практику любви- насколько можно вообще говорить о практике в этой области.


Назад Дальше


Hosted by uCoz